вторник, 23 апреля 2013 г.

Публичный доклад


Одним из инструментов представления и  позиционирования школы является Публичный доклад школы.
Публичные  доклады (ПД) – довольно новый для системы образования документ, но он появился не на "пустом месте".    В    школе      существует     большое      количество разнообразных      форм    отчетных,    презентационных       и   аналитических документов,  в  которых  в  той  или  иной  мере  раскрываются  различные аспекты       образовательной        системы:       финансовая       отчетность, годовые   аналитические     отчеты    и  справки, отчетность  о  реализации  целевых  программ,  доклады  на    августовских педагогических советах (конференциях) и др. На фоне этих форм отчетности особое место занимает ПД.
В чем же существенные отличия ПД от иных   форм отчетных, презентационных и аналитических документов? Основное отличие в том, что  главным  адресатом  документа  является общественность(родители).
Цель публичного доклада показать общественности, органам представительной власти о результатах, потенциале и условиях функционирования школы, проблемах и направлениях развития.
Основной     задачей    доклада    является    не    столько   представление статистической информации, сколько ее анализ и интерпретация с целью выявления    состояния    и   тенденций    развития   школы, существующих  проблем,  оценки  эффективности  мер,  предпринимаемых  для их решения.
Отсюда требования к качеству информации, включаемой в публичный доклад:


  •  актуальность – информация должна соответствовать интересам и информационным подкрепляются ссылками на источники первичной информации, источники информации должны отвечать критерию надежности);
  • данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада (дополнительная информация может быть приведена в приложении к публичному докладу);
  • доступность изложения – соответствие характера предоставления информации (язык, стиль, оформление и др.) возможностям восприятия потенциальных читателей.
  • утверждение состава рабочей (редакционной) группы по подготовке публичного доклада;
  • утверждение сетевого графика по подготовке публичного доклада, включающего разработку структуры публичного доклада, сбор и обработку необходимых для публичного доклада данных, формирование публичного доклада, утверждение публичного доклада;
  • утверждение перечня мероприятий, связанных с распространением и обсуждением публичного доклада.
  • Количественное соотношение выпускников начальной и основной школы (отсев) –
  • Свидетельствует о способности школы к индивидуализации образования
  • Количественное соотношение учащихся, проживающих в районе школы и других территориях- характеризует спрос на нашу школу
  • Динамика (за 5 лет) соотношения желающих быть зачисленными в школу I и III ступеней и зачисленных – характеристика конкурсности

           Специфика некоторых целевых групп доклада ("заинтересованные непрофессионалы") и новизна для специалистов системы образования некоторых задач, для решения которых используется доклад (связи с общественностью), предполагает серьезное внимание к стилю и качеству оформления доклада.Поэтому мы считаем необходимым привлекать независимых экспертов для оценки содержания ПД: председателя родительского комитет школы и заместитель директора ИМЦ по учебной и научной работе.
В концепции нашего образовательного учреждения мы выделяем 3 наиболее важных составляющих:  качество образования ( с условием его доступности ) , комфортность пребывания и безопасность. Без родительской поддержки и  других социальных партнеров  эти задачи администрация и педагогический коллектив не   решит.  Формой получения достоверной информации об учреждении в целом и образовательном процессе в частности стал ежегодный публичный доклад.
 В целях подготовки публичного доклада в срок до 31 мая ( согласно  Распоряжению комитета по образованию от 18.04.2011. №699-р «Об утверждении порядка подготовки публичных докладов о состоянии и перспективах развития системы образования Санкт-Петербурга, систем образования районов Санкт-Петербурга и образовательных учреждений») локальный акт образовательного учреждения, который должен включать следующие основные позиции:

В рабочую группу по подготовке публичного отчета входят представители администрации ОУ и органа общественного участия в управлении ОУ. Рабочая группа может быть дополнена представителями других групп участников образовательного процесса и местного сообщества. 
     Проведение "круглого стола", в ходе которого проводится анализ проблем, возникших в процессе подготовки Публичного доклада: обсуждаются изменения, вносимые в структуру; определяется, что будет приоритетным в новом году. Выявление или уточнение разделов наиболее актуальных для учащихся, родителей, общественности, социальных партнеров (анкетирование, социологический опрос и т. п.).
Структура Публичного доклада ГБОУ СОШ №385 такова:
1. Общая характеристика ОУ.
2. Структура управления ОУ, его органов самоуправления.
3.  Материально-техническая база школы.
4.  Состав обучающихся в ОУ.
5.  Кадровое обеспечение образовательного процесса.
6.  Содержание образования.Основные общеобразовательные программы.
7.  Учебный план ОУ. Особенности образовательного процесса.
8.   Результаты деятельности учреждения, качество образования.
9.   Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья.
10. Организация питания.
11. Обеспечение безопасности.
12. Социальная активность и внешние связи ОУ.
13. Финансово-экономическая деятельность.
14.  Основные сохраняющиеся проблемы ОУ.
15.  Перспективы и планы развития.
Очень  важно  отметить,  что  наш доклад  имеет раздел Структура управления ОУ, его органов самоуправления; раздел,  в  котором  представлены     планы     развития    образовательного     учреждения     на следующий     учебный    год   и  ближайшую      перспективу.    Тем   самым  мы информируем общественность,       какие    шаги   мы планируем предпринять      для   поддержки    позитивных     процессов    и  решения  возникших  проблем. Примером тому может служить принятие и реализация Программы развития школы на 2011-2015 годы.
Программа развития нашей школы разрабатывалась с учетом социального заказа родителей, учащихся и учителей нашей школы.
Основными источниками информации для нашего публичного доклада являлись:
- внутренняя документация (образовательная программа, учебный план или сетка занятий, штатное расписание и др.)
-материалы внутришкольного контроля; отчеты, в т. ч. финансовый;
- результаты специальных исследований (анкетирования, опросы).
            Особое место в ряду методов сбора информации занимает изучение мнений участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся). Его значение очень важно для понимания сильных и слабых сторон образовательного учреждения, обоснования перспективных задач развития.
            Формы статистической отчетности Данные, необходимые для проведения сравнительного анализа, содержатся, как правило, в сборниках, публикуемых муниципальными и региональными органами управления образования, или на интернет-сайтах. Некоторые сведения следует запрашивать у органов внутренних дел, здравоохранения и т. д.
Перечисленную информацию собирают и обрабатывают представители рабочей группы.
Как уже говорилось. задача    доклада –   не   только   и   не  столько  представление информации, сколько ее анализ и интерпретация. Читателю   важны   не   только   факты,      но   и   их  оценка: в какой степени обеспечено равенство доступа к образованию на территории, хорошо или плохо учат детей, в публичном докладе надо рассматривать не исходную информацию, а индикаторы – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и тенденции развития школы.
Использование индикаторов помогает привести информацию к единообразию, что позволяет использовать ее в качестве основы для построения выводов и принятия решений.
Рассмотрим вариант индикаторов для анализа. Хочу отметить некоторые индикаторы, по которым по нашему мнению надо проводить анализ:

Данный набор индикаторов не является обязательным или единственным.  Выбираются те показатели, которые, по мнению раб группы, директора или учредителя, представляют интерес для адресата и соответствуют условиям функционирования школы. Часть показателей может не использоваться в докладе, а лечь в основу внутришкольного мониторинга как информационного обеспечения принятия решений. Который может быть приложен к ПД.
Наглядность. Для обеспечения доступности представляемых выводов для читателя доклада необходимо максимально использовать средства наглядности: графики, диаграммы, схемы, рисунки.
Иллюстрации в виде графиков и диаграмм позволяют:
- визуализировать представленные данные;
- наглядно представить тенденции развития системы;
- иллюстрировать выводы авторов доклада.
Программа развития и Публичный доклад два взаимосвязанных документа, которые делают школу действительно Открытой в соответствии со стратегией развития «Петербургская Школа 2020»: от «Школы для всех» к философии «Школа для каждого».
Так что же такое Публичный доклад с точки зрения аналитического документа?
Изучив основные нормативные документы и достаточно большое количество различные публикации, мы сделали вывод: ежегодное аналитическое издание, содержащее комплексную характеристику актуального состояния системы образования , содержания деятельности за отчетный ( годичный) период и динамику основных показателей развития.
Для доведения ПД до всех целевых групп необходимо использовать все средства массовой информации: выступления и презентации, публикация отдельным изданием, размещение на сайте, публикация в СМИ, публикация буклетов, почтовая рассылка.
ПД может быть использован для организации внешней оценки деятельности ОУ. Для этого необходимо после презентации доклада обеспечить получение обратной связи (отзывы, отклики, мнения и оценки) от заинтересованной общественности. Существует несколько способов традиционных форм получения обратной связи анкетирование, беседа , интерьюирование.
Результаты опросов могут стать предметом специального обсуждения школьного, попечительского, координационного, ученического советов. Совместно с администрацией образовательного учреждения члены советов выбирают, какие из высказанных мнений должны быть учтены при принятии конкретных решений относительно деятельности школы. Такой шаг позволит показать значимость общественного мнения для коллектива ОУ. Предложения общественности должны найти сове отражение в следующем публичном докладе.
Получение общественного  признания, привлечение  внимания общественности  и органов власти к деятельности школы, получение ресурса доверия и поддержания школы

Комментариев нет:

Отправить комментарий