Профессиональные стандарты существовали
и в советское время, все они были записаны в единых квалификационно-тарифных
справочниках, но давно уже устарели и потребовали «модернизации». Новые
профессиональные стандарты должны стать для работодателей основой для
установления более конкретных требований
к работнику с учетом специфики деятельности организации в современных социально
- экономических условиях. Таким образом, должна решиться появившаяся в
последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними
профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.
Область применения. Сфера дошкольного,
начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога
может применяться:
а) при приеме на работу в
общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
б) при проведении аттестации педагогов
образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти,
осуществляющими управление в сфере образования;
в) при проведении аттестации педагогов
самими образовательными организациями, в случае предоставления им
соответствующих полномочий.
В этом
виде профстандарт
педагога имеет сугубо управленческий смысл: документ
«применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении
трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем
оплаты труда». Другими словами, профстандарт призван заменить существующие
квалификационные требования к педагогам дошкольного, начального, среднего
общего и специального образования как устаревшие и затрудняющие развитие
системы образования.
Профессиональный стандарт педагога
выполняет функции, призванные:
· Преодолеть технократический подход в
оценке труда педагога.
· Обеспечить координированный рост
свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
· Мотивировать педагога на постоянное
повышение квалификации.
Профессиональный стандарт педагога,
помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные
организации.
В этой связи следует
обратить внимание и на то обстоятельство, что согласно положениям трудового
законодательства применение профессиональных стандартов вообще в сфере трудовых
отношений не однозначно обязательно, а фиксируется по формуле «квалификационный
справочник или профессиональный стандарт» (механизм выбора работодателями для
автора статьи пока остается под вопросом). В то же время в соответствии с
частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам. То есть отсюда следует, что применительно к
определению образовательного ценза лица, претендующего на занятие
педагогической деятельностью (часть 1 статьи 331 ТК РФ), допускается применение
формулы «квалификационный справочник и (или) профессиональный стандарт».
На данный
момент систему оценки труда каждого
работника определяет руководитель. А стандарт позволит создать общую линейку
для всей России, чтобы требования к учителям в школах были едиными. Это будет
база оценки уровня квалификации, независящей от его отношений с работодателем и
коллегами. Есть набор функций, и если ты их выполняешь эффективно, то ты можешь
претендовать на оплату, соответствующую твоему уровню профессионализма. Если у
педагога квалификация больше, он должен получать больше. И только
профессионализмом должна определяться оплата учителя. В основу оценки работы и
ложится профессиональный стандарт, и эту оценку могут осуществлять как
эксперты-профессионалы (т.е. тоже педагоги – люди, выбранные из
профессионального сообщества), так и соответствующие тесты и экзамены. По каждой из пяти трудовых функций в аналогичном порядке
описывают конкретные трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания
и другие характеристики, указывающие на соблюдение правовых, нравственных и
этических норм, требований профессиональной этики.
Оценивая профессиональные качества
педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его
деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их
родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие
ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и
соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в
этой процедуре.
Общественная оценка деятельности
педагога - процесс, направленный на установление соответствия условий,
содержания и результатов деятельности педагога ожиданиям различных социальных
групп, то есть уровень удовлетворенности качеством предоставляемых
образовательных услуг.
Общественная оценка деятельности педагога:
ü удовлетворенность родителей качеством услуг
ü удовлетворенность учащихся качеством услуг
ü высокая оценка педагога руководителями ОУ по
итогам контрольных мероприятий.
Оценка деятельности педагога состоит из:
ü действий по
сбору данных (процедуры измерения,
изучения);
ü действий по
их обработке и анализу (формулировке выводов на основе собранных данных).
Основные
источники, получения данных для оценки деятельности педагога:
ü образовательная
статистика;
ü промежуточная
и итоговая аттестация;
ü мониторинговые
исследования;
ü конкурсы
педагогических достижений;
ü представление
опыта работы в СМИ;
ü отчеты
педагога;
ü посещение
школы
ü сайт
педагога.
Качественная
оценка профессионального развития
педагога осуществляется на основе
сопоставления и сравнения текущего состояния и результатов деятельности с:
ü состоянием и
результатом деятельности педагога в предшествующий период;
ü результатом
других педагогов, находящихся в схожих условиях;
ü средними
показателями региональной системы образования.
В связи с большой
заинтересованностью всех учителей в
надбавке и в уважении, признании общественности, активизируется их
внеурочная деятельность: участие в конкурсах, конференциях, обучение на курсах
и так далее, что повышает уровень профессионального развития педагога.
В целом для понимания
складывающейся системы правового регулирования по этому вопросу можно еще
добавить, что профессиональный стандарт, в отличие от применяемых в настоящее
время квалификационных характеристик должностей работников образования,
представляет собой набор основных компетенций и требований, которые необходимы
педагогическому работнику для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности (дошкольное образование, начальное общее образование, основное
общее образование, среднее общее образование). Квалификационные же
характеристики содержат должностные обязанности и требования, предъявляемые к
уровню знаний и квалификации работников, по конкретным должностям. Они
обязательны для применения в учреждениях, организациях различных отраслей
экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и
предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых
отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом учреждений и
организаций. Кроме того, квалификационные характеристики служат основой для
разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных
обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их
труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников
(при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную
характеристику определенной должности, могут быть распределены между
несколькими исполнителями).
Профессиональный стандарт педагога может
быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по
аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в
данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная
школа и т.п.). Внутренний стандарт образовательной организации: документ,
определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий
реализуемым в данной организации образовательным программам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий